Из 88 энергоблоков ТЭС Украины 51 не работает, так как им не хватает угля. Так заявили в Верховной раде. Как же готовятся пережить грядущую зиму простые украинцы?
Стоит отметить, что разные регионы переживают энергетический кризис по-разному. Например, в Киеве с этим вообще никаких проблем нет: отапливают квартиры, предприятия, детские сады и так далее. А вот уже в Киевской области начинаются проблемы.
«У нас в доме 4 комнаты. Раньше тут был котел и паровое отопление, но все устарело, и я срезал трубы и чугунные батареи. Есть «грубка» – это что-то типа вертикальной печи. Она вместо стенки между двумя комнатами. Когда топишь – вся стенка нагревается, и есть тепло до утра. Топим сейчас дровами. Угля осталось не так много, держим как неприкосновенный запас. Хорошо, когда дрова дубовые: можно перед сном подкинуть два поленца, и до утра будет поддерживаться тепло», – рассказывает житель села Старое в Киевской области.
Родственники мужчины проживают в Ямполе Винницкой области Украины. По его словам, там даже в пятиэтажках нет центрального отопления: во времена СССР оно было, но в 1990-х годах местные жители решили от него отказаться, так как платить приходилось много.
«Все греются как могут. Делают котлы на дровах или электрические для автономного парового отопления в квартирах. Или же греются конвекторами. Это получается немного дороже, чем паровое отопление, но дешевле, чем обогрев масляным камином. А прошлой зимой мы купили два конвектора и пользовались ими и дровами 50/50. Например, включали его на ночь на минималку, и в маленькой комнате поддерживалась комфортная для меня температура 18-20 градусов, и воздух не очень пересушивался. А так как счетчик на электричество у нас считает по разным тарифам (ночью дешевле), то за зиму мы даже не заметили разницу в оплате за свет. Но у нас еще дом с толстыми стенами – 1,2 метра», - говорит житель Киевской области.
Между тем стоимость дров с лета увеличилась почти в два раза - с 700 до 1300 гривен за кубометр. Для многих это неподъемные цены, поэтому люди в массовом порядке идут в лес. Люди возят ветки и целые бревна на велосипедах, машинах, в прицепах и так далее.
Житель города Коростень Житомирской области рассказал, что в целом нехватка энергоресурсов в городе ощущается даже на улице.
«Мой город один из самых благополучных в регионе, но даже у нас три ночи подряд отключали все освещение. Весь Коростень на ушах стоял, и в итоге добились возврата света, но понятно, что власти так экономить пытались… При этом отопление в многоквартирных домах включили только 13 октября, а до этого было очень некомфортно. Хотя там и сейчас не очень тепло, я бы добавил 5-6 градусов. Не знаю, как они зимой выкручиваться будут», – говорит украинец.
Одна из самых сложных ситуаций сложилась в Луганской области, где жители которой больше всех платят по тарифам ЖКХ.
«Централизованное отопление есть не везде. Например, в Рубежном, одном из немногих полноценных городов, оставшихся под контролем Украины, центральным отоплением пользуются около 2 тысяч абонентов, включая социальные объекты. При этом центральное отопление в городе полностью заморожено. Не топят даже в детских садах. В городе Северодонецке, который сегодня считается областным центром, все отопление подается централизованно – индивидуального отопления нет ни у кого. Но отопление включено примерно у 60% жителей. При этом трубы в городе крайне изношены, и постоянно происходят прорывы. В результате люди замерзают в своих квартирах. В Лисичанске такая же история. Люди ходят по квартирам в одежде и одеялах», – заявил председатель Северодонецкого районного совета Ростислав Дубовой.
По словам Дубового, решить проблему с отоплением очень просто: для этого нужно снять экономическую блокаду с ЛДНР.
«В 2014 и 2015 годах мы получали оттуда уголь, и у нас не возникало вопросов, как пережить зиму. В частности, по поручению президента Украины этой проблемой занимался Виктор Медведчук. Сейчас все по другому, нехватка угля из тех районов грозит нашей области серьезными последствиями. Теперь же мы ожидаем, что в самое ближайшее время начнутся веерные отключения электричества. Луганская ТЭС уже сообщила, что переходит на работу только одного энергоблока для экономии топлива. Никогда прежде мы с такой бедой не сталкивались», – заключил он.