Украинское правительство считает, что разработка планов переходного правосудия ускорит процесс реинтеграции Донбасса и Крыма, а также поможет сгладить последствия войны.
Читайте также: На Украине призывают жителей Донбасса не бояться репрессий после прихода украинской власти
Переходное правосудие также должно дать ответы на вопросы по поводу освобождения от уголовной ответственности пособников боевиков, выплаты компенсаций мирным жителям и восстановления исторической правды. Как власти планируют реализовать эти наработки – в материале РБК-Украина.
Владимир Зеленский в апреле сказал, что намерен добиться завершения войны на Донбассе в течение года. Для этого были предприняты ряд действий со стороны Украины: активизация и изменение хода "минского формата", введение перемирия в зоне ООС с 1 августа.
Появление в этот же период концепции переходного правосудия, которая также должна ускорить реинтеграцию, ее разработчик, глава представительства президента в АР Крым Антон Кориневич называет совпадением.
"Почему концепция нужна сейчас? Потому что мы должны быть готовы, что получим контроль над этими территориями", – уверяет он.
По его словам, Украине уже сейчас нужно иметь необходимую нормативно-правовую базу, чтобы эффективно преодолеть последствия войны.
Что такое переходное правосудие?
Это комплекс мер, в том числе в сфере уголовной юстиции, которые государство применяет для преодоления последствий войн и вооруженных конфликтов. Обычно переходное правосудие включает в себя условия амнистии участников конфликтов или привлечения их к ответственности. Кроме того, в рамках переходного правосудия решаются вопросы компенсаций пострадавшим и принимаются меры для нормализации общественной жизни.
ООН беспрекословно приветствует и даже настаивает на применении переходного правосудия в постконфликтных странах, отмечая, что другой путь – создание международных трибуналов для расследования военных преступлений – требует куда больше расходов и времени.
Переходное правосудие в тех или иных формах применялось в Колумбии, Косово, Афганистане и многих африканских странах. В той же Колумбии специальным законом фактически амнистировали боевиков незаконных вооруженных формирований, которые добровольно сдались властям и согласились возместить нанесенный ущерб мирным жителям.
Проект переходного правосудия представят, когда гражданское население будет готово
Украинскую концепцию переходного правосудия готовила группа, созданная Зеленским еще в августе 2019 года. Руководитель группы Антон Кориневич пояснил РБК-Украина, что от обнародования полного текста концепции пока сознательно отказались, чтобы "избежать неправильного толкования". Но, по его словам, власть готовит коммуникационную стратегию, чтобы доходчиво и спокойно объяснить населению важность переходного правосудия.
Материалы концепции, подготовленные юристами рабочей группы, в середине лета были переданы в Офис президента для рассмотрения. Они оформлены в виде проекта указа главы государства, которым правительству будет поручено разработать необходимые законы и подзаконные акты переходного правосудия.
РБК-Украина пообщалось с представителями президента, правозащитниками и правоохранителями, которые были приобщены к разработке документа, выяснив их видение предложенной концепции.
Читайте также: Кравчук: Люди из ДНР и ЛНР считают, что Россия их перспектива
Всем не простят
Антон Кориневич и его заместитель по рабочей группе, глава "Украинского Хельсинского союза по правам человека" (УХСПЧ) Александр Павличенко подчеркивают, что абсолютное большинство жителей оккупированных территорий не понесут уголовного наказания и им не стоит бояться прихода украинской власти.
"Понятно, что большинство – около 95% населения, не столкнуться с какими-то негативными последствиями со стороны государства из-за того, что они, например, способствовали режиму или принимали участие в референдуме, стояли на блокпостах, носили оружие и так далее", – разъяснил изданию Павличенко.
Кориневич, в свою очередь, подчеркнул, что в концепции не прописывается "каталог профессий", чьи представители на неподконтрольных территориях точно будут освобождены от ответственности. Но при этом есть понимание, кто точно должен быть "амнистирован", а кто – наказан.
"Учитель или медсестра, например, не должны быть привлечены к ответственности. По судьям и прокурорам надо будет еще определяться, но я считаю, что эти люди должны быть лишены возможности принимать участие в дальнейшей жизни государства", – отметил глава группы.
При этом в концепции, по его словам, четко и однозначно указано, что никакая амнистия не может касаться лиц, совершивших военные преступления и нарушение международного гуманитарного права.
"Наша концепция – это не о всеобщем прощении", – подчеркнул Кориневич.
По его словам, концепция предусматривает также люстрацию лиц, занимавших топ-должности в администрациях ЛДНР и Крыма или занимавшихся организацией референдумов.
"Есть, например, учителя, которые просто обучают детей, а есть те, которые пропагандируют службу в Вооруженных силах РФ. А это уже содержит признаки военного преступления. То есть однозначно должен быть субъективный подход при определении необходимости привлечения виновных к ответственности. Нельзя говорить, что учителей не трогаем, пожарных не трогаем, а полицейских – привлекаем", – рассуждает Поночовный.
Восстановление "правды" и возмещение ущерба
Украинские "эксперты" считают, что переходное правосудие сосредоточено не только на юридических процессах и уголовном праве, но и на восстановлении исторической справедливости после окончания конфликта.
В концепции предусмотрено создание Комиссии правды – структуры, которая бы беспристрастно собирала информацию о войне, ее перипетиях, рассказывала бы о реальном положении дел на начало конфликта, о его героях и антигероях.
"Это должен быть либо новосозданный орган или, учитывая проблему траты бюджетных средств на создание новой институции, эти функции можно возложить на уже существующий госорган", – рассуждает Кориневич.
Он не исключает, что Комиссия правды может быть создана, например, при Институте национальной памяти. Работа Комиссии должна будет пользоваться доверием всех сторон, говорит глава представительства президента в АР Крым. Это означает, что в ее состав могут войти представители оккупированных территорий.
"Но это точно не будет Пушилин или Аксенов. И точно ни о каких памятниках "Мотороле", "Гиви" или Захарченко речь не может идти", – подчеркнул собеседник.
Он обращает внимание, что ЛДНР и Крым для украинской власти имеют один и тот же статус – временно оккупированные территории. При этом Кориневич уверяет, что ответственности крымчан за принятие российского гражданства не будет.
"Мы не признаем это гражданство, у РФ нет такого права его давать. Мы называем это "принудительным гражданством", – сказал он.
Важным элементом переходного правосудия является также вопрос выплаты компенсаций гражданскому населению за нанесенный в ходе войны ущерб. Украинская концепция предполагает, что будет создан некий фонд, который будет заниматься этими выплатами.
"Пока мы не можем взыскать эти деньги с России, Украина может осуществлять эти выплаты при участии международных партнеров", – предположил представитель президента в АР Крым.