Продолжается расследование обстоятельств крушения самолета Embraer Legacy 600, на борту которого, как предполагается, был основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Бизнес-джет, выполняя рейс Москва — Петербург, потерпел крушение вблизи населенного пункта Куженкино Тверской области вечером 23 августа. Всего на борту было десять человек, в том числе Дмитрий Уткин — командир, по позывному которого и была названа ЧВК; а также трое членов экипажа. Никто не выжил.
Делом о крушении самолета займется следователь главного управления по расследованию особо важных дел СК РФ Иван Сибул. Об этом сообщает РБК со ссылкой на Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ» и источник, близкий к Следственному комитету.
В послужном списке Сибула значится расследование резонансных дел о крушении самолетов. Среди них — катастрофа бизнес-джета Dassault Falcon 50EX в аэропорту Внуково в 2014 году, в которой погиб глава нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. А также дело о крушении SSJ 100 в Шереметьево в 2019 году. Тогда самолет частично разрушился и сгорел после аварийной посадки, погиб 41 человек.
2,4 км высоты было потеряно за 30 секунд
Как пишет «Коммерсантъ», вечером 23 августа Евгений Пригожин возвращался в Петербург из очередной поездки в Африку вместе с соратниками. Из Москвы они вылетели на двух самолетах. Тот, что разбился, принадлежал ООО «МНТ-Аэро», специализирующемуся на бизнес-перевозках.
Из данных сервиса Flightradar24 следует, что борт Пригожина начал передавать полетные данные в 17:46 по московскому времени. К 18:10 джет поднялся на высоту в 28 тысяч футов (около 8,5 километра). Полет на этой высоте продолжался до 18:19. В течение нескольких минут Embraer Legacy снижался и вновь набирал высоту (максимально — до 30,1 тысячи футов, то есть около 9,1 километра).
В 18:19 самолет начал падать — за 30 секунд он потерял восемь тысяч футов (2,4 километра) высоты. На видео, распространившихся в соцсетях, видно, как самолет, вначале вращаясь по спирали, а потом просто падая, устремился к земле. Можно рассмотреть, что у джета нет части крыла и хвоста. Закадровый голос при этом говорит, что были слышны два взрыва. При падении у самолета взорвались баки, вспыхнул сильный пожар.
Второй самолет, покружив над местом катастрофы, вернулся в Москву.
Это мог быть взрыв
Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности и эксплуатации транспортного средства (статья 263 УК РФ).
«На место происшествия выехала следственная группа, будут назначены все необходимые судебные экспертизы, проведен комплекс следственных действий для установления причин авиакатастрофы», — сообщили в ведомстве вечером 23 августа.
Ссылаясь на свой источник в Западном межрегиональном следственном управлении СКР, «Коммерсантъ» сообщил, что версия о теракте пока не рассматривается.
Однако Shot сообщил о том, что на борту мог быть взрыв. По данным Telegram-канала, следствие рассматривает версию о том, что взрывное устройство было заложено в отсек шасси.
«По предварительным данным, именно в районе шасси и произошел взрыв в небе — в результате оторвало крыло, которое ударило в стабилизатор, из-за этого бизнес-джет стал резко набирать высоту, а затем ушел в штопор, — пишет Shot. — От взрывной разгерметизации все находившиеся на борту мгновенно потеряли сознание, поэтому пилоты не смогли доложить о ЧП. В любом случае, без крыла и стабилизатора спасти судно не представлялось возможным. Именно из-за подрыва в небе хвостовая часть самолета упала в пяти километрах от фюзеляжа».
К расследованию приступила специально созданная комиссия Росавиации. Она ведет сбор материалов о подготовке экипажа, техническом состоянии судна, метеорологической обстановке на маршруте полета, работе диспетчерских служб и наземного радиотехнического оборудования.
«На этом этапе расследования специалистами также предстоит осуществить поиск бортовых средств объективного контроля для их последующей расшифровки и анализа записей «черных ящиков», — сообщили в Росавиации.
По данным ведомства, выполнение полета осуществлялось на основании разрешения на использование воздушного пространства, «выданного в установленном порядке».
Росавиация опубликовала имена людей, находившихся на борту разбившегося судна.