Весной 2021 года на одну из жительниц Украины оформили мошенническим путем кредит. Оказалось, что кредит был оформлен с использованием приложения «Дія».
Сначала мошенники попытались взять на женщину кредит в «Альфа-банке», но банк не одобрил заявку. Тогда на нее оформили карту monobank и получили кредит. Женщина обратилась в службу поддержки банка, кредит признали мошенническим и без лишних проблем закрыли. Но спустя какое-то время украинке начали звонить коллекторы кредитной организации «Милоан». Оказалось, что сама сумма кредита была небольшая — всего 2700 грн, но проценты по нему набежали значительные. Сумма задолженности составила почти 12 000 грн.
Жительница Украины начала обращаться во все инстанции. Но в компании «Милоан», которая выдала кредит, утверждали, что все законно, а в НБУ, куда обратилась женщина ответили, что случай — не в их компетенции. В службе поддержки «Дія» заверили, что взять кредит через приложение невозможно, договор подписан с использованием КЭП «Дія», оно надежно защищено — и начали разбирательство. Спустя две недели коллекторы прекратили звонки.
Как мошенники взяли кредит через «Дія»
В данном случае, алгоритм мошеннических действий был таким:
- сначала украли ее телефонный номер
- получили доступ к ее банковскому аккаунту, подтвердив вход с личной почты
- далее с помощью скомпрометированного доступа к BankID авторизировались в «Дія»
Как сообщили в Минцифры Украины, сразу после этого случая еще в апреле министерство отсоединило все кредитные учреждения от «Дія» и обратилось к НБУ с просьбой осуществить внеплановую проверку таких учреждений с предоставлением подтверждения их нарушений.
«К сожалению, сегодня еще происходят тысячи подобных кейсов с копиями бумажных документов. По таким документам отследить действия мошенников почти невозможно — в отличие от цифровых, когда каждая транзакция сохраняется и доступна пользователю», — отмечают в Минцифры.
Как защититься от мошенников?
По данным мобильных операторов, стало больше видов мошенничества, которые используют мобильный номер телефона абонента. Мошенники получают доступ к номерам через услугу дистанционной замены SIM-карты. Свой номер можно защитить, если установить определенные ограничения на это.
«Не верьте, когда вам говорят, что вы победили в акции, в которой даже не участвовали. Не переводите никому денег — близкий человек вам позвонит, а не будет писать SMS. Не переходите по ссылкам — там может быть вредоносное программное обеспечение. Сразу обращайтесь к своему оператору и проверяйте звонки и SMS, которые вызывают у вас подозрение. Не забывайте об элементарных правилах кибергигиены, чтобы уберечь себя и своих родных от мошенников», — рекомендуют в Минцифры.