Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию в этом году обошлось без "сюрпризов" и, как и следовало ожидать после пандемии коронавируса, стало одним из самых социальных. Путин сразу предупредил, что будет главным образом говорить о внутренней политике и буквально несколько слов посвятит международной ситуации и вопросам безопасности.
Вопреки многим прогнозам и ожиданиям тема Донбасса не прозвучала в послании российского президента. С чем это связано и как стоит понимать заявление российского лидера о "красных линиях"? Об этом рассказали глава Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай, основатель Донецкой Народной Республики Андрей Пургин и политолог, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.
По словам Александра Бородая, не стоит думать, что тема Донбасса отложена в черный ящик.
"Не стоит волноваться, о Донбассе никто не забыл. Наоборот, эта тема очень напряжённая сегодня, поэтому она совершенно никуда не уходит. Но поскольку сейчас вокруг Донбасса, обстрелов, стягивания вооружений ведётся масса переговоров, сейчас как раз не время говорить об этом напрямую. Поэтому, на мой взгляд, очень ожидаемо, что президент не стал делать каких-то акцентов на Донбассе».
Что же касается "красных линий"- это был посыл общий для всех, и посыл абсолютно правильный. Естественно, он касается не только взаимоотношений и политического противостояния вокруг территорий, которые находятся под контролем так называемой Украины. То есть здесь вопрос далеко не только в республиках Донбасса. Я считаю, не стоит пытаться как-то особенно толковать слова президента. Он сказал ровным счётом то, что хотел", - считает эксперт.
По словам же Пургина сам "разгон" политической темы Донбасса для Путина стал провокационным.
"Для начала стоит понять, почему люди ждали тему Донбасса. Сам разгон этой темы был определённым политическим давлением на Путина. Но президент обычно как раз не поддаётся давлению. Вот мы и получили. Этот разгон изначально вызывал у меня очень большие сомнения и не очень большое понимание: что изменилось и почему вдруг сейчас Путин должен выйти и признать республики или даже присоединить их к Российской Федерации? Это всё выглядело, мягко говоря, странным. Сам разгон темы «важных заявлений» по Донбассу был по большому счёту провокационным. Почему Путин не повёлся на провокацию? Да хотя бы потому, что он чекист", - рассказал Пургин.
В свою очередь член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько подчеркнул, "что Россия по-прежнему будет поддерживать народные республики, но во внутренней повестке тема Донбасса уже, скорее всего, не будет играть такой важной роли".
"Я думаю, это связано с тем, что основное содержание послания президента в этом году —это внутренняя повестка. Главными темами выступления Владимира Путина были демография и народосбережение, здравоохранение и образование, социальные меры поддержки населения —новые выплаты матерям, детям, школьникам, а также развитие инфраструктуры, развитие регионов. То есть внешнеполитическая повестка в этот раз была точно на периферии.
Что касается Донбасса, то очевидно, что Россия по-прежнему будет поддерживать народные республики. Но во внутренней повестке тема Донбасса уже, скорее всего, не будет играть такой важной и основной роли.
Относительно "красных линий", то президент дал понять, что они выстроены для всех. Потому что сейчас противостояние с Западом уже носит характер не то чтобы тотальный, но достаточно всеобъемлющий. Напряжение растёт с каждым днём", - сказал Безпалько.