Предмет «труд» вернется в российские школы в качестве обязательного с 1 сентября 2024 года.
Минпросвещения утвердило для него модульную структуру, которая объединит сразу несколько направлений. Пять из них обязательные, еще три — вариативные.
Эксперты отмечают, что вести этот предмет одному учителю сложно — слишком разнообразные модули представлены: от черчения и 3D-моделирования до технологии обработки пищевых продуктов.
Обязательными станут «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». На выбор можно также изучать «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство».
Также Минпросвещения допускает разработку дополнительных вариативных модулей на уровне региона — в зависимости от его потребностей: например, «Авиамоделирование», «Медиатехнологии», «Сити-фермерство», «Ресурсосберегающие технологии». Прописанные модули актуальны для средних и старших классов школы.
Также ранее сообщалось, что Жительница Уфы неделю лечила дочь от простуды, но девочка умерла
На «труд» выделят два часа в неделю в 5–7-х классах и один — в 8–9-х. Учебные программы составят с учетом востребованных на рынке труда профессий. В начальных классах предмет «труд» включает четыре модуля: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов», где школьники будут работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном и т.д. В начальной школе «труд» будет проходить один раз в неделю.
Федеральная программа будет утверждена до 1 июня, к этому времени должны уже быть готовы и курсы по повышению квалификации учителей. По ее словам, содержание программы пока обсуждается, но основная работа — это переподготовка учителей, насыщение школ необходимой инфраструктурой и методикой для преподавания.
Родительская общественность с таким подходом как раз не совсем согласна.
Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко признается, что ее смущает набор модулей, каждый из которых заслуживает отдельного внимания.
"В итоге дети получат очень поверхностное представление о каждом из модулей, — сказала она. — «Труд» как предмет изначально подразумевал, что ребенок сможет что-то воспроизвести своими руками, будет способен довести свой замысел до конечного результата. Мы же вносим в это понятие всё что угодно, кроме изначального посыла. 3D-моделирование можно было бы отправить в «информатику», а робототехнику вообще оставить в качестве факультативного предмета. Важнее благодаря этому предмету выполнить запрос рынка на специалистов ручного труда", - заявила Шевченко.
Эксперт центра приоритетных направлений развития образования РАНХиГС Наталья Тарасова также заявила, что очень важно было ответить на запрос на возвращение в школьную программу отдельного предмета «черчение».
"В России чрезвычайно остро стоит вопрос подготовки инженеров, технологов, а без развитого пространственного, конструкторского, творческого мышления представить этих специалистов невозможно, — сказала она. — Произошло отчуждение целого поколения выпускников школ от чертежа как языка техники. Это дорога к технической отсталости страны", - сообщила Тарасова.