Атлантида
Атлантида

Донбасс 2025 года. История про конец индустриального Донбасса не только на уровне ландшафта, но и населения в целом. Популярная в среде националистов фраза "Донбасс будет украинским или безлюдным" могла бы послужить эпиграфом к фильму "Атлантида", которую Украина выдвинула на премию "Оскар".

Читайте также: Вадим Хомич: Без России Донбасс пропадёт

Фильм повествует о регионе, который после победы Украины над "республиками" становится непригодным для жизни - чем-то вроде "Зоны" в "Сталкере" Андрея Тарковского. Мрачные пейзажи заброшенных шахт и заводов, грязные люди, отравленные почвы - основной фон ленты.

То есть понятно, что Донбасс - это как бы мертвая, утонувшая в историческом шторме военного конфликта украинская Атлантида. Регион который стал вновь украинским ценой разрушительной войны. Войны, которая сделала его полностью непригодным для жизни. Фактически уничтожив.

С одной стороны, это допущение из жанра фантастики (события кино датируются 2025 годом). С другой - идеологема, которую подхватило украинское государство. Ведь именно оно профинансировало создание такого образа будущего Донбасса - выдав на это более 20 миллионов гривен.

Причем это далеко не случайность, а уже определенная система. Предыдущий фильм, который Госкино отправляло на "Оскар", рисовал жителей Донбасса недалекими маргиналами (речь о ленте Сергея Лозницы "Донбасс", грандиозно провалившейся в прокате). Новое кино в тех же традициях рисует Донецкий бассейн "черной дырой" Украины.

Страна.юа разбиралась в новых посланиях киноиндустрии Донбассу.

Мир на Донбассе как апокалипсис. О чем фильм

По задумке авторов сценария, Украина одерживает победу на Донбассе. Действие фильма происходит в 2025 году, через год после окончания войны. Зритель видит ужасные последствия войны. Территория больше непригодна для жизни. Шахты затоплены, металлургические заводы закрываются, а люди остались без работы и поддержки. Они не знают, что делать дальше. Это больше не индустриальный регион.

После победы Украины Донбасс представляется в фильме совершенно опустошенным, с экономической, моральной и экологической точек зрения.

В центре сюжета солдат Сергей (его сыграл атошник Андрей Рымарук), который страдает посттравматическим стрессовым расстройством. Он потерял свою семью, дом и сам смысл жизни на войне. И решает остаться жить в этом регионе - несмотря на то, что для жизни он больше непригоден. В одной из сцен главный герой "принимает ванну" последи постапокалиптического пейзажа. Причем занимается он там максимально мрачным делом - работает в команде по эксгумации трупов. Чтобы опознавать погибших солдат.

В картине показан послевоенный Донбасс с отравленными грунтовыми водами, заминированными территориями, трупами и выжившими людьми, пашущими в опустошенной сельской местности. Экологический ущерб почве и воде настолько велик, что потребуются сто лет, чтобы обезопасить территорию.

В фильме преобладают герои-мужчины. Они разливают расплавленный металл и управляют тяжелой техникой, большими грузовиками и землеройными машинами. В фильме появляются и два женских персонажа. Солдат Сергей пытается разобраться в бесплодном мире вокруг него и обрести любовь. Любовь он обретает в команде по эксгумации тел. То есть это откровенная "чернуха" о Донбассе и его будущем. О чем говорят и кадры этого кино.

Видео было удалено

"Перерождение пролетария" и "судороги Донбасса"

Госкино заключило договор на финансирование этой картины еще в 2017 году. На нее выделялся 21 миллион гривен. Это достаточно большая сумма. Она составила половину средств на проект, который сняли в 2019 году.

"Атлантида - это фильм о перерождении социально пассивного пролетария в свободного гражданина. О судорогах перед окончательным завершением периода индустриального Донбасса: на уровне промышленного ландшафта, но прежде всего - в человеческом измерении", - описывается сюжет фильма на сайте ведомства.

Как видим, изначально в фильме не подразумевалось, что главный герой будет атошником. То есть в ходе производства авторы решили "добавить патриотизма".

Но добавили так, что это поставило с ног на голову весь сценарий: там появилась "победа над Россией", закрылись не просто предприятия, а "закрылся" для человеческой жизни весь регион. А душевные метания деклассированного рабочего превратились в психологические терзания бывшего военного.

Режиссер Васянович позже объяснял роль войны в своем фильме. В "Атлантиде" он хотел показать войну как экологическую катастрофу, а не просто вооруженный конфликт.

По его мнению, поэтому снимали фильм на Донбассе, потому что он похож на "Зону" из "Сталкера".

"Донбасс идеально подошел, потому что я провел там долгое время, и теперь он действительно похож на Зону в "Сталкере" Андрея Тарковского. Я бы сказал, что в этой истории есть несколько разных слоев, но эта экологическая катастрофа - это то, что мы уже испытываем. Это как Чернобыль, можно сказать. Проблема в том, что такие вещи не происходят в одночасье. Вот почему люди поначалу не уделяют этому так много внимания", - рассказал автор киноленты.

По словам автора фильма, "Атлантида" может стать самой оригинальной в истории современного украинского кино: "Это катастрофа, которая просачивается через людей. Все страдают от прошлой травмы и пытаются вытянуть из себя нечто вроде жизни", - считает Валентин Васянович. Он также уверен, что фильм создает атмосферу произведений Оруэлла.

Если заметили ошибку или неточность, напишите нам в комментариях.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лента последних новостей

Подпишись! Телеграм ВКонтакте Дзен

Все новости ТОП новости ТОП видео