Ищенко
Ищенко

Я давно привык к тому, что в украинском парламенте можно как угодно нарушать регламент, ставить законопроект на голосование столько раз подряд, сколько нужно для того, чтобы вынудить депутатов к его принятию, переголосовывать законы по заявлению «нажавшего не на ту кнопку» депутата и многое другое

Читайте также: Заробитчане больше не уедут, - Устенко о риске гиперинфляции как при Кравчуке и о необходимости молниеносных мер на Украине

Думал, меня ничем уже не удивить, но Зеленский и его «слуги» сумели. Я, честно говоря, так и не понял, сколько «чрезвычайных» сессий парламента они провели в понедельник (две, три или четыре).

День закончился тем, что на двух последовательных «чрезвычайных» сессиях были приняты разного рода законопроекты, но провалены важнейшие: по назначению на ставшие вакантными места министра здравоохранения и министра финансов, по секвестру бюджета, по запрету возвращать национализированные банки их прежним владельцам (так называемый антиколомойский закон) и по снятию моратория на свободную продажу земель сельскохозяйственного назначения.

И вдруг к утру все эти проблемы чудесным образом оказались решены.

Вопрос о сессиях парламента не праздный. Земельный закон должен был приниматься не на «чрезвычайной», а на регулярной сессии Верховной Рады, которые сейчас приостановлены из-за карантина. ОПЗЖ (Медведчука/Рабиновича) уже заявила о намерении запросить мнение Конституционного суда о конституционности процесса принятия данного закона. Но не думаю, что ей удастся его отменить.

Во-первых, не очень хочется, поскольку в самой ОПЗЖ достаточно людей, которые могут извлечь из свободной продажи земли конкретную материальную выгоду.

Во-вторых, даже если предположить, что все депутаты фракции в едином порыве искренне выступят против закона, Конституционный суд будет находиться под жёстким давлением власти и зарубежных партнёров. А украинский Конституционный суд умеет принимать политически правильные решения. В конце концов, судьи, даже согласившись с неконституционностью процедуры принятия, могут заявить, что это не отменяет конституционности самого закона. Также у Конституционного суда есть возможность решить, что Рада, как высший законодательный орган, сама определяет процедуру принятия конкретных законов, а само решение о снятии моратория на свободную продажу земель сельскохозяйственного назначения действительно никак не противоречит Конституции.

В-третьих, та же ОПЗЖ отдала голоса за назначение министром здравоохранения Максима Степанова, который в своё время внёс залог за нациста и убийцу Сергея Стерненко, что позволило последнему выйти на свободу и до сих пор избегать суда. С репутационной точки зрения это значительно хуже, чем «не суметь» отменить земельный закон.

Впрочем, как было сказано выше, технические процедурные проблемы решаются на Украине в соответствии с текущей целесообразностью (Рада в своё время даже умудрилась принять решение об отставке Януковича, мотивируя это его «самоустранением» от выполнения президентских обязанностей, притом что никаких доказательств «самоустранения» не имелось и как раз в тот момент Янукович ещё пытался как-то реализовывать свои президентские полномочия, хотя недолго и безуспешно).

Гораздо важнее всех процедурных вопросов, равно как и содержания принятых законопроектов, оформившийся в ходе последних голосований Рады новый расклад украинских политических сил. Ситуативными союзниками оказались Порошенко («Европейская солидарность»), Вакарчук («Голос») и Зеленский (большая часть фракции «Слуги народа» — её части, находящиеся на содержании у Ахметова и Пинчука). По другую сторону баррикад окопались Коломойский (группа «За будущее» и отдельные депутаты), Медведчук/Рабинович («ОПЗЖ») и Тимошенко («Батькивщина»). В который раз менее чем за год президентства Зеленского украинский политический ландшафт драматически изменился.

При этом нельзя однозначно утверждать (как это делают некоторые), что Зеленский окончательно рассорился с Коломойским. Ещё раз подчёркиваю: сложившиеся союзы временные, ситуативные и крайне непрочные. В частности, люди Коломойского голосовали за целый ряд «антикризисных» законопроектов Зеленского, принятых в ходе понедельничных «чрезвычайных» сессий. Медведчуку и Тимошенко ничем не мешает «антиколомойский» банковский закон, они кооперируются с Игорем Валерьевичем только по закону о земле, который в целом не противоречит интересам Коломойского.

С другой стороны, Зеленский мобилизует голоса фракций Порошенко и Вакарчука, но представительство во власти они не получают, там усиливает свои позиции Ахметов. Слухи же о том, что Порошенко получил гарантии от уголовного преследования — всего лишь слухи. Целый год его и так никто не преследовал, и вряд ли бы Зеленский решился обидеть Петра Алексеевича на фоне незавершённых переговоров с МВФ. Кроме того, возникает вопрос: а что пообещали Вакарчуку, который не особенно интересуется политическими проблемами и занят исключительно своей концертной деятельностью? Фракции Вакарчука и Порошенко и так не могли не проголосовать за «антиколомойский» и земельный законы — их бы не поняли их зарубежные партнёры, способные доставить куда больше неприятностей, чем все украинские властные структуры, вместе взятые.

Можно констатировать, что Зеленский потерял не просто парламентское большинство, но и контроль над фракцией. Теперь это не его «слуги», а группы, ориентирующиеся на Коломойского, Ахметова и Сороса/Пинчука. В свою очередь Ахметов обеспечил себе доминирование в правительстве, где, впрочем, также сохранились представители Коломойского и Сороса/Пинчука. Аваков, реально контролирующий ситуацию в стране, в данном случае выдержал нейтралитет. Его нацисты только обозначили своё недовольство малочисленной манифестацией (для галочки).

Позиции Коломойского не такие слабые, как может показаться на первый взгляд. И дело здесь не в том, что он сейчас бросится сколачивать новый блок недовольных, который позволит сломать ситуацию в его пользу и отменить «антиколомойский» и земельный законы. Дело в том, что законы приняты ради получения финансирования МВФ, но украинское руководство не доверяет Фонду, а Фонд — украинскому руководству. Поэтому принципиальный закон о земле должен вступить в действие только в 2021 году, а 5-7 миллиардов долларов от МВФ Киев желает получить уже в году текущем, и чем быстрее, тем лучше. Между тем, МВФ уже неоднократно сталкивался с ситуацией, когда Киев, получив деньги, отказывался от выполнения своих обязательств. Тем более, что в принятой редакции закон не вполне соответствует пожеланиям МВФ, который настаивал на открытии земельного рынка для иностранцев уже в текущем году.

С другой стороны, привыкшие всех обманывать киевские власти опасаются, что если они полностью удовлетворят требования Фонда и закон вступит в действие уже в текущем году и в требуемой МВФ редакции, то Фонд сразу же после вступления закона в действие прекратит (под благовидным предлогом) выдачу очередных траншей. При этом Фонд пытается ограничить транши, которые будут выданы до вступления закона в действие, тремя миллиардами долларов, что для Киева совершенно неприемлемо, ибо мало и не решает его проблемы.

Коломойский, безусловно, попытается сыграть на этом недоверии, раздуть противоречия и, в конечном итоге, заблокировать договорённости Киева и МВФ. Если ему это удастся, то смысл в «антиколомойском» законе исчезнет, а закон о земле в нынешней редакции Игоря Валерьевича должен в целом устроить — можно разве что по срокам поправку внести и кое-что по технике исполнения поправить, чтобы украинский олигархат гарантированно успел скупить за бесценок наиболее привлекательные земли, а уж затем дорого продал их иностранцам (включая тех, чьи агрохолдинги давно работают на Украине).

Если Зеленский и МВФ не договорятся (а такая возможность существует), то может оказаться востребованной идея Коломойского об объявлении дефолта. Судя по настойчивости её продвижения, Игорь Валерьевич давно придумал схему заработка в условиях дефолта и, в отличие от коллег-олигархов, не только не боится его, но готов приветствовать.

Так что реалии жизни пауков в банке доставят нам ещё немало интересных мгновений, прежде чем они пожрут сами себя. Вспомним: ещё совсем недавно Коломойский с Ахметовым вместе сбивали правительство Гончарука, контролировавшееся Пинчуком/Соросом. Уже сегодня Ахметов в союзе с Пинчуком/Соросом успешно выступает против Коломойского. Кто с кем и кого подвинет завтра — абсолютно непрогнозируемо.

И напомню, что в засаде сидит Аваков, которого всё устраивает, пока в украинском олигархате нет единства, а в стране — сильной власти, способной поставить под вопрос неконституционное влияние министра внутренних дел и просто уволить его. Чрезмерное усиление любой группировки будет побуждать Авакова к действиям по урезанию её возможностей, аналогичным тем, которые он предпринимал против Порошенко задолго до президентских выборов 2019 года и появления на политической арене Зеленского. Но и на Авакова, несмотря на всё его могущество, могут найтись методы, если, конечно, на Украине ещё остались политики, способные их (методы) искать.

Пока что же компромисс Зеленского с Пинчуком/Соросом (которых в Раде представляет вакарчуковский «Голос»), с Порошенко и с Ахметовым резко ослабил его внутриполитические позиции — в связи с перетеканием контроля над парламентским большинством из рук президентского офиса в руки олигархата. Этот же компромисс поставил Зеленского в полную зависимость от МВФ. Если Фонд не даст денег или даст их недостаточно, то все усилия по проталкиванию непопулярных законов окажутся бессмысленными и даже вредными, поскольку имиджевые потери есть уже сейчас, а будут ли когда-нибудь деньги — неизвестно, и если будут, то в каком количестве.

В общем, если раньше Зеленский контролировал механизмы власти, но не умел ими пользоваться, то сейчас он и пользоваться ими не умеет, и не контролирует их. Из картонной куклы он превратился в тень на обоях украинской политики.

Добавить комментарий

Последние новости

«News365» – новости сегодня

Новостной сайт «News365» - это источник самых свежих и достоверных новостей Донбасса, Новых регионов РФ, Украины, России и мира. Новости распределяются по тематическим категориям для Вашего удобства. В разделе «Информация», вы найдете адреса и телефоны необходимых служб, а также полезные материалы. Контент на нашем сайте добавляется ежедневно в зависимости от новостной повестки. У нас собраны самые последние и интересные факты.

Наш сайт – это уникальный новостной сайт (с самыми последними горячими мировыми новостями из разных областей), каждое ваше посещение нашего ресурса помогает в информационной войне против фашизма. У вас есть возможность помочь нам в этой борьбе для этого необходимо сделать репост в любой удобной для вас социальной сети.

Наш сайт также дает возможность заработать пользователям, а именно, вы можете предложить нам уникальную и достоверную информацию, за которую можете получить вознаграждение. В разделе «Блоги» вы можете самостоятельно разместить свои статьи, а также ознакомиться со статьями горловских авторов.

18+ Сайт «News365» может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Ответственность

Редакция может публиковать материалы, не разделяя точку зрения авторов. Ответственность за достоверность информации, цитат, географических названий, собственных имен и прочих сведений, а также за то, что материалы не содержат данных, закрытых для печати, несут авторы публикаций. Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель. Администрация портала не несет никакой ответственности за высказанные мнения, размещенные материалы, фото и видео в разделе "Блоги".

Запрещенные в РФ организации

Запрещенные организации в Российской Федерации. *Следующие экстремистские и террористические организации запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов», «ОУН», «Instagram», «Facebook», «Meta». Полный перечень запрещенных организаций в ДНР.

Рекомендательные технологии

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации). Правила применения рекомендательных технологий.