Парижский саммит
Парижский саммит

Германия, Россия и Франция констатировали, что Минские соглашения должны быть выполнены Украиной, что им нет альтернативы и что они не могут быть пересмотрены. Киеву остаётся апеллировать только Вашингтону. Но это уже не нормандский формат.

Честно говоря, даже обидно, настолько прогнозируемой оказалась парижская встреча в нормандском формате. Некое подобие интриги удерживалось только периодически возникавшими слухами о достижении между Россией и Украиной договорённости по газовому вопросу. Впрочем, такими вбросами можно было заинтриговать только скучавших в Елисейском дворце журналистов.

Ожидать от данной встречи прорыва в газовом вопросе было утопией. Что и оправдалось

Несмотря на то, что и в российской, и в украинской делегациях были руководители, соответственно, «Газпрома» и «Нафтогаза», а также профильные министры, сам порядок заключения подобных соглашений исключал возможность выйти на уровень конкретики уже в Париже. Максимум, на что можно было рассчитывать, - на принципиальное решение президентов о формате соглашения (российские условия, украинские условия или компромиссный вариант), а также на декларацию намерений, которую подписали бы профильные министры и/или руководители компаний. Но и это не произошло.

В этом нет ничего удивительного.

Украина не для того всё лето запасалась газом, чтобы в преддверии ожидаемой тёплой зимы сдать свою позицию.

«Газпром» на серьёзные уступки пойти тоже не может: подписание контракта на украинских условиях фактически означало бы принятие российской компанией на себя обязательства содержать украинский режим в течение ближайших десяти лет.

Посчитали-прослезились

Если перемножить объёмы гарантированного транзита, которые хотела бы внести в контракт Украина, на стоимость транзита, которую Киев хотел бы увеличить в 2,5-3 раза, то получится, что «Газпром» платил бы Украине за транзит не 2-3 миллиарда долларов (как сейчас), а 4-5 миллиардов. Это сумма равная той, которую МВФ только обещает выделить Зеленскому на четыре года. Ещё неизвестно, выделит ли, а если выделит, то выдаст ли её полностью. За десять лет - желаемый Украиной срок действия контракта - «Газпром» выплатил бы Киеву 40-50 миллиардов долларов, примерно столько же, сколько весь ЕС вложил в Польшу за первые десять лет после вступления Варшавы в Евросоюз.

При этом, в отличие от польского случая, эти деньги не пошли бы на хоть какое-то развитие Украины, а просто перекочевали бы в МВФ - в качестве погашения Украиной долгов и выплаты процентов. Ну а частично были бы разворованы местными олигархами. Дополнительно Киев собирался продолжать судиться с «Газпромом» ещё за 26 миллиардов долларов. Не после каждого поражения в войне такую контрибуцию платят, а Россия никому (тем более Украине) войну не проигрывала.

Таким образом, ожидание от данной встречи прорыва в газовом вопросе было утопией. Но это не значит, что вопрос вовсе не обсуждался. Несмотря на то, что о нём практически ничего не было сказано на пресс-конференции (а о невозможности заключения соглашения я уже написал выше), газовый вопрос был, пожалуй, одной из немногих результативных тем встречи. Дело в том, что в бесперебойном транзите российского газа через Украину больше всех заинтересована Европа.

«Газпром» в состоянии выполнить свои контрактные обязательства по году. Просто зимой ЕС надо больше газа, а он получит больше летом. Кроме того, могут возникнуть временные трудности у Молдавии и Болгарии. Опять-таки это не повод беспокоиться «Газпрому». Он свои контрактные обязательства выполнит. ЕС сам затянул строительство «Северного потока-2», способствовал срыву строительства «Южного потока» (из-за чего построенный вместо него «Турецкий поток» просто немного не успевает обезопасить южное направление). Наконец, Украина - европейский клиент. Более того, она ратифицировала Европейскую энергетическую хартию, а значит, обязана обеспечивать транзит газа (от поставщика - потребителю). Если она эти обязательства не выполнит - это проблема ЕС.

Точно также проблемой ЕС является тот факт, что Украина умышленно затянула процессы, связанные с анбандлингом* «Нафтогаза» (в соответствии с обязательствами, которые Киев взял на себя по Третьему энергопакету ЕС) и «не успевает» выставить на аукцион транзитные мощности, единственным арендатором которых может быть только «Газпром» (причём ему для решения всех проблем хватит и половины мощности украинской ГТС, как это предусмотрено тем же Третьим энергопакетом).

В Париже Зеленскому ясно дали понять, что Европа не на стороне Украины

Таким образом, в ходе встречи в Париже не только Владимир Путин объяснял украинскому президенту разумность российской позиции по вопросу о транзите, но и Макрон с Меркель указывали Зеленскому на обязательства его страны перед ЕС и возможные последствия их невыполнения.

Почему я уверен, что Меркель и Макрон также обсуждали газовый вопрос? Потому что первоначально предполагалось, что газ станет темой отдельных переговоров президентов России и Украины уже за пределами основной части встречи. Поначалу даже анонсировалось, что эти переговоры пройдут после общей пресс-конференции. Но затем их перенесли на более раннее время. В конечном же итоге, после встречи Путина и Зеленского за пределами нормандского формата, состоялась ещё одна встреча вчетвером. То есть Меркель и Макрон присоединились к обсуждению газового вопроса, ибо все остальные уже были обсуждены.

Убедить Зеленского занять конструктивную позицию не удалось. Он слишком боялся своих радикалов, которые ещё до его отъезда начали устраивать в Киеве митинги против «предательства» национальных интересов. Тем не менее ему есть о чём подумать на досуге. В Париже ему ясно дали понять, что Европа не на стороне Украины.

Это касается не только газового вопроса. Просто остальные переговоры в нормандском формате были подробно освещены на пресс-конференции четырёх участников. Здесь мы также можем констатировать наличие практически единой позиции России, Франции и Германии, подтвердивших, что Минские соглашения должны быть выполнены Украиной, что им нет альтернативы и что они не могут быть пересмотрены. Это полный провал концепции украинского президента, который декларировал намерение добиться в ходе встречи пересмотра Минских соглашений, их адаптации к украинскому видению.

Никто ничего не планирует пересматривать, ни в целом, ни по частям.

В качестве утешительного приза Зеленскому пообещали ещё одну встречу уже через четыре месяца, причём обозначили предельно мягкие предварительные условия её проведения. Для этого надо лишь провести разведение войск ещё в трёх точках, а также обеспечить обмен удерживаемых лиц всех на всех.

Зеленского не стали добивать, а Украину объявлять недоговороспособной, во-первых, потому, что любой другой партнёр по переговорам с украинской стороны не будет лучше, а, скорее, будет хуже. Во-вторых, потому, что ЕС (Франция и Германия) ещё рассчитывают добиться от Киева конструктива в газовом вопросе. В-третьих, все понимают, что если пустить ситуацию на Украине на самотёк, то посреди Европы откроется страшная «язва» - зона открытой гуманитарной катастрофы, большая по масштабам и худшая в плане урегулирования, чем всё, что видело человечество со времён Второй мировой войны. И никто не знает, что с этой зоной гуманитарной катастрофы делать, как её «лечить».

В общем, Зеленскому дали немного времени подумать и оказали косвенную поддержку, которую он может использовать (если сумеет) для укрепления своих внутриполитических позиций на Украине. Но, судя по нарезке заданий с конкретными датами, никто из участников переговоров не верит в то, что Украина сможет выполнить хоть что-то из предписанного.

Так что неизвестно, состоится ли встреча в нормандском формате через четыре месяца, и состоится ли она вообще. Шанс есть, но он относительно невелик.

Добавить комментарий

Последние новости

«News365» – новости сегодня

Новостной сайт «News365» - это источник самых свежих и достоверных новостей Донбасса, Новых регионов РФ, Украины, России и мира. Новости распределяются по тематическим категориям для Вашего удобства. В разделе «Информация», вы найдете адреса и телефоны необходимых служб, а также полезные материалы. Контент на нашем сайте добавляется ежедневно в зависимости от новостной повестки. У нас собраны самые последние и интересные факты.

Наш сайт – это уникальный новостной сайт (с самыми последними горячими мировыми новостями из разных областей), каждое ваше посещение нашего ресурса помогает в информационной войне против фашизма. У вас есть возможность помочь нам в этой борьбе для этого необходимо сделать репост в любой удобной для вас социальной сети.

Наш сайт также дает возможность заработать пользователям, а именно, вы можете предложить нам уникальную и достоверную информацию, за которую можете получить вознаграждение. В разделе «Блоги» вы можете самостоятельно разместить свои статьи, а также ознакомиться со статьями горловских авторов.

18+ Сайт «News365» может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Ответственность

Редакция может публиковать материалы, не разделяя точку зрения авторов. Ответственность за достоверность информации, цитат, географических названий, собственных имен и прочих сведений, а также за то, что материалы не содержат данных, закрытых для печати, несут авторы публикаций. Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель. Администрация портала не несет никакой ответственности за высказанные мнения, размещенные материалы, фото и видео в разделе "Блоги".

Запрещенные в РФ организации

Запрещенные организации в Российской Федерации. *Следующие экстремистские и террористические организации запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов», «ОУН», «Instagram», «Facebook», «Meta». Полный перечень запрещенных организаций в ДНР.

Рекомендательные технологии

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации). Правила применения рекомендательных технологий.