Политический газ
Политический газ

Тема транзита российского газа через Украину на первый взгляд выглядит излишней для формата «нормандской четверки», в рамках которого Москва, Берлин, Париж и Киев все предыдущие годы вели переговоры об урегулировании ситуации в Донбассе. Однако данная тема постоянно держалась в уме лидерами четырех государств. Особенно это касается глав Германии и Франции, всерьез обеспокоенных энергетической безопасностью Европы и перспективой новой «газовой войны» между Россией и Украиной.

Поэтому, без сомнения, и Эммануэль Макрон, и особенно Ангела Меркель сегодня приложат все силы, чтобы услышать от двух других участников встречи в Париже, как будет решаться вопрос с транзитом «голубого топлива» из России через Украину после 1 января, когда предыдущий контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» истечет.

Стоит понимать, что приглашение Владимира Путина на эту встречу произошло во многом благодаря настойчивости президента Франции и федерального канцлера Германии. Ведь предыдущий саммит, ужатый до «тройки» по европейской инициативе и прошедший в немецком Аахене в мае 2018 года, закончился откровенным провалом. Экс-президент Петр Порошенко раздал тогда целый ворох изначально невыполнимых обещаний, после чего успешно их провалил.

Но если полтора года назад конфликт между «Газпромом» и «Нафтогазом» был не более чем формальным коммерческим разбирательством, то на сегодняшний день стало ясно: «газовые» отношения Москвы и Киева зашли в глухой тупик. Причем, как и в случае конфликта в Донбассе, Киев абсолютно не стесняется в средствах и совершенно не думает о последствиях.

Как Европа с российским газом боролась

Перенесемся на десятилетие назад, в 2009 год. Тогда в Евросоюзе возобладала оригинальная стратегия: отказаться от российского газа, чтобы исключить из энергетической политики Евросоюза некие абстрактные «политические риски».

Особых предпосылок к этому не было. Например, Германия тогда была крупнейшим импортером газа из России в абсолютных цифрах, покупая у «Газпрома» около 34,5 млрд кубометров газа. Но даже такая внушительная цифра составляла лишь 42% от общего немецкого потребления: наряду с Россией газ на рынок ФРГ поставляли Нидерланды (29%) и Норвегия (21%). Оставшийся десяток процентов приходился на нескольких других стран и собственное немецкое производство.

У других западноевропейских стран «российская газовая зависимость» выглядела и того комичнее: Франция импортировала из России около 24% своего газового потребления, Италия — 22%, а Великобритания — и вовсе лишь 16%.

Конечно, традиционно зависели от российского газа многие восточноевропейские страны, но и тут ситуация была далека от катастрофической. Например, в Польше российским импорт составлял около 50% потребления природного газа, а в Венгрии — 60%. Откровенно монопольным положение «Газпрома» было только на двух европейских рынках, в Болгарии и Словакии, где на долю российского газа приходилось практически 100% национального потребления.

При этом только у России был — и есть сейчас — существенный резерв доступного и дешевого природного газа. Поэтому «Газпром» на протяжении всех 2010-х, несмотря на противодействие бюрократов Брюсселя, ставил в продажах газа в Европу рекорд за рекордом, подняв их с 144,5 млрд кубов в 2010 году до 200,8 млрд кубов в 2018 году.

Причем это был не просто количественный рост, хотя газовый рынок Европы значительно вырос в абсолютных цифрах за минувшее десятилетие. «Газпром» действительно обеспечил львиную долю новых поставок, увеличив свою долю на общеевропейском газовом рынке с 29% в 2009 году до почти 39% в 2018 году.

К удивлению европейских политиков, ни «катарский СПГ», ни «сланцевый газ из США» практически не поучаствовали в росте европейского потребления и перераспределении долей на газовом рынке Старого Света. Причина была проста: европейские импортеры смотрели в первую очередь на доступность, удобство и дешевизну российского природного газа, а не на его «неправильное» политическое происхождение.

Зачем нужен украинский транзит?

Украинская газотранспортная система является одной из самых мощных в мире: на западной границе она может выдавать на экспорт около 178,5 млрд кубометров в год. Однако уже с конца 1990-х годов «Газпром» последовательно снижал вес украинского транзита, уже тогда принимая во внимание непредсказуемость Киева.

В самом деле, первый проект обхода Украины был завершен еще в 1999 году — это был газопровод «Ямал—Европа», прошедший по территории Белоруссии и Польши. Его проектная мощность составляла 32,9 млрд кубов в год, однако с момента постройки его неоднократно модернизировали, поэтому в последние годы фактический транзит российского газа через белорусский коридор составлял от 37,6 до 41,9 млрд кубов в год.

Вторым проектом стал газопровод «Голубой поток», который в 2001 году стал поставлять российский газ в Турцию по дну Черного моря — и тоже мимо Украины. Здесь проектная мощность газопровода в размере 16 млрд кубометров в год была в 2014 году увеличена до 19 млрд кубометров. Правда, фактические поставки, которые определялись запросами турецкого рынка, не достигали полной мощности газопровода, колеблясь от 13,6 до 14,3 млрд кубов в год. Тем не менее, Турция была практически исключена из украинской ветки транзита и уже почти двадцать лет получает «голубое топливо» из России напрямую.

Самыми новыми проектами обхода Украины стали сразу три морских газопровода — «Северный поток — 1», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

СП-1 стартовал в конце 2011 года, уже в 2012 году обеспечив прокачку первых 11,3 млрд кубов из России прямо в Германию. С его полной мощностью есть интересный казус — формально она зафиксирована на отметке 55 млрд кубов в год. Однако уже в 2017 году, на фоне экстремально низких температур, СП-1 «разогнали» до 113% процентов паспортной мощности, на пике выдав 61,96 млрд кубометров транзита.

Мощность СП-1 много раз пытались ограничить, опять таки, чисто политическими решениями. Последним случаем стала успешная блокировка примыкающего к нему немецкого газопровода OPAL, который по запросу Польши был ограничен в мощности на 50%. Однако, как показала практика, все эти законодательные блокировки хороши до тех пор, пока не скажет своего слова экономика. Поэтому можно предположить, что блокировка OPAL тоже будет временной — в противном случае Варшава получит симметричные иски от России уже к ее газопроводам, например Baltic Pipe, который должен обеспечить поставки норвежского газа в Польшу.

Так или иначе, до середины 2020 года вдобавок к СП-1 Россия штатно введет в эксплуатацию еще два газопровода: СП-2, который по мощности является «близнецом» СП-1 и может обеспечивать транзит 55 млрд кубометров в год, и ТП, который сможет перекачивать еще 31,5 млрд кубов в год. Таким образом, уже к лету у Москвы дополнительно появятся около 86,5 млрд кубов транзитных мощностей, которые, как показывает практика эксплуатации СП-1, можно смело довести до 90 млрд за счет форсирования оборудования.

Это означает, что «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» полностью перекрывают мощность транзита через Украину, который в последние три года составлял от 82,5 до 93,5 млрд кубов.

"Дойная корова" Киева сдохла

Конечно, в такой ситуации Украина, привыкшая за три десятка лет к шантажу России «газовой трубой», чувствует себя максимально некомфортно. Старое оружие перестанет работать уже через полгода, а сама «труба» грозит стать никому не нужной, ржавой и пустой.

Это признал и пока еще глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, заявивший 5 декабря в интервью украинскому изданию «Лига.Бизнес» следующее:

«Три миллиарда (транзитных платежей. — Прим. ФАН) и были главной «дойной коровой» всего украинского газового рынка. И эта «корова» позволяла не только наполнять украинский бюджет, но и оплачивать все неэффективности газового рынка. Так вот, с 1 января, хотя если быть точным — с 1 февраля, потому что в январе мы еще получим от Газпрома деньги за декабрь, эта «корова» скорее всего перестанет «давать молоко».

Киев плачет о «трубе», потому что «корова» действительно сдохла. Правда, Украина не одно десятилетие спокойно наблюдала за ее муками и корчами, не пытаясь ни спасти ГТС, ни договориться с Россией о ее цивилизованном использовании.

Нет в Киеве адекватного понимания ситуации и сегодня. Руководство «Нафтогаза» и целый ряд украинских политиков до сих пор рассуждают о том, как они получат от «Газпрома» 2,6 млрд долларов штрафов по решению Стокгольмского арбитража, а в дальнейшем будут жить припеваючи, выставив еще один иск на 12 млрд долларов за «вероломное» прекращение российского транзита.

Хочется верить, что у президента Зеленского хватит здравого смысла не обострять ситуацию и не настаивать на скорейшем возвращении штрафов «Газпрома», которые все больше напоминают «уши мертвого осла». Вдвойне бесполезные тем, что «мертвый осел» или «сдохшая корова» — это именно украинская ГТС, но никак не бьющий рекорд за рекордом «Газпром».

Киеву пора бы осознать: зарабатывать надо не со штрафов, а с будущих прибылей. Украинскому транзиту есть место на растущем европейском рынке газа и, скорее всего, именно эту перспективу попытаются объяснить Зеленскому президент Макрон и канцлер Меркель. Но без доброй воли Москвы ничего у Киева с газовым транзитом не выйдет.

Добавить комментарий

Последние новости

«News365» – новости сегодня

Новостной сайт «News365» - это источник самых свежих и достоверных новостей Донбасса, Новых регионов РФ, Украины, России и мира. Новости распределяются по тематическим категориям для Вашего удобства. В разделе «Информация», вы найдете адреса и телефоны необходимых служб, а также полезные материалы. Контент на нашем сайте добавляется ежедневно в зависимости от новостной повестки. У нас собраны самые последние и интересные факты.

Наш сайт – это уникальный новостной сайт (с самыми последними горячими мировыми новостями из разных областей), каждое ваше посещение нашего ресурса помогает в информационной войне против фашизма. У вас есть возможность помочь нам в этой борьбе для этого необходимо сделать репост в любой удобной для вас социальной сети.

Наш сайт также дает возможность заработать пользователям, а именно, вы можете предложить нам уникальную и достоверную информацию, за которую можете получить вознаграждение. В разделе «Блоги» вы можете самостоятельно разместить свои статьи, а также ознакомиться со статьями горловских авторов.

18+ Сайт «News365» может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Ответственность

Редакция может публиковать материалы, не разделяя точку зрения авторов. Ответственность за достоверность информации, цитат, географических названий, собственных имен и прочих сведений, а также за то, что материалы не содержат данных, закрытых для печати, несут авторы публикаций. Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель. Администрация портала не несет никакой ответственности за высказанные мнения, размещенные материалы, фото и видео в разделе "Блоги".

Запрещенные в РФ организации

Запрещенные организации в Российской Федерации. *Следующие экстремистские и террористические организации запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов», «ОУН», «Instagram», «Facebook», «Meta». Полный перечень запрещенных организаций в ДНР.

Рекомендательные технологии

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации). Правила применения рекомендательных технологий.