Дебальцево
Дебальцево

В четвертую годовщину завершения Дебальцевско-Чернухинской операции воспоминаниями о тех событиях поделился российский военный историк и писатель, участник войны в Боснии Михаил Поликарпов.

Читайте также: В ДНР пригрозили украинским боевикам новым Дебальцевским котлом (Видео)

Пролог

ВСУ заняли Дебальцево 29 июля 2014 года во время броска 1-й бтг (бронетанковой группы) 25-й (днепропетровской аэромобильной) бригады к Шахтерску. Так как ополчение направило свои силы на то, чтобы не дать замкнуть кольцо вокруг Донецка, в Дебальцево серьезных подкреплений послать не могли.

ВСУ использовали город как плацдарм для своих рейдов. Кроме того, ВСУ создавали угрозу окружения Горловки. Попытка срезать дебальцевский выступ в начале сентября успехом не увенчалась, хотя в какой-то момент ополченцы перерезали шоссе Артемовск-Дебальцево.

Продолжались там бои и после объявленного в сентябре в Минске перемирия.

В преддверии

Накануне зимней кампании в руководстве обеих армий царили очень оптимистичные настроения. ВСУ собирались взять реванш за поражение конца августа, ополчение собиралось освободить территории Республик, занятые силовиками в ходе летнего наступления.

Сохранение "Дебальцевской дуги" было важно для украинских силовиков, так как давало удобные стартовые позиции для будущего наступления и рассечения Луганской и Донецкой Народных Республик. Было очевидно, что в дальнейшем этот выступ станет местом боев, поэтому там был фактически создан укрепрайон ВСУ, в который были стянуты серьезные силы. Точная численность их была неизвестна, экспертами и ополчением оценки давались в широком диапазоне от трех до 8-10 тысяч.

Впоследствии украинские военные оправдывали поражение, сильно завысив противостоявшие им силы ополчения. Так, Юрий Бирюков (украинский общественный деятель, советник президента Украины Петра Порошенко и помощник министра обороны Украины Степана Полторака) позже написал, что в Дебальцево было 2500 украинских военных, оценив противостоявшие им силы ополчения в 15-17 тысяч бойцов, а один высокопоставленный украинский офицер оценил силы ВСУ в Дебальцево к концу операции в четыре тысячи, а противника — в 12-15 тысяч.

Боевые действия в январе 2015 года начались практически по всей линии фронта, инициатива была у ополченцев.

Ликвидация Дебальцевского выступа началась 22 января. Народное ополчение Донбасса (армия ДНР) играло роль левой "клешни" этого наступления, Народная милиция ЛНР — правой. Силам Народных Республик пришлось взламывать эшелонированную оборону противника, поэтому завязались тяжелые бои с применением танков, тяжелой артиллерии и РЗСО (реактивных систем залпового огня).

Углегорск – ключ к Дебальцево

В конце января Народная милиция ЛНР смогла занять села Троицкое и Красный Пахарь, после чего ВСУ нанесли контрудар. Так как бои шли практически везде, ВСУ распылили свои силы.

Тогда ополчение нанесло удар по Дебальцевскому выступу "левой клешней". Двадцать девятого января силы ДНР прорвали оборону и вошли в Углегорск. В атаке на город были задействованы танки Горловской бригады - три из них получили повреждения, подорвавшись при этом на минах.

ВСУ не смогли создать мощный ударный кулак для контратаки. Попытка украинских батальонов "Свитязь" и "Донбасс" отбить Углегорск провалилась, но 37 бойцов батальона "Свитязь" и противотанковая рота в составе 35 человек вышли из окружения.

ВСУ потеряли двух комбатов — в ходе столкновения БТР с санитарным автомобилем получил травму и попал в госпиталь "куратор" (командир батальона) "Донбасса" Семен Семенченко. А 1 февраля под Дебальцево погиб командир "чеченского батальона имени Джохара Дудаева" Иса Мунаев.

В ночь на 1 февраля командир батареи 25-го батальона "Киевская Русь" Евгений Ткачук с говорящим позывным "Зона" отдал приказ оставить позиции, после чего 55 бойцов отошли из-под Дебальцево. Через два дня Ткачук был арестован.

К началу февраля на фронте наступило относительное затишье, во время которого была произведена эвакуация жителей Дебальцево. 5 февраля силы ДНР заявили об установлении полного контроля над Углегорском.

Логвино

9 февраля группа спн (специального назначения) разведки ДНР под командованием "Ольхона" заняла Логвиново. Таким образом была перерезана трасса М103 Артёмовск — Дебальцево. Группировка ВСУ в Дебальцево фактически оказалась в котле, прорываться туда удавалось лишь по проселочным дорогам. По словам "Ольхона", в Логвиново были уничтожены два полковника: "У одного из высокопоставленных офицеров при себе находилась выписка из приказа о том, что он назначен первым заместителем начальника "АТО". Спикер пресс-центра штаба "АТО" Анатолий Стельмах опроверг это, но неофициально информация получила подтверждение.

В этот же день прошло сообщение об авиаударе, нанесенном по позициям ВСУ в Дебальцево – украинские силовики попали под "дружественный огонь" собственной авиации.

11 февраля ДРГ (диверсионно-разведывательная группа) ополчения атаковала горотдел милиции в Дебальцево, в ходе боя был убит его начальник — полковник Евгений Юханов. На стороне ВСУ в этом бою принял участие батальон "Артемовск".

12 февраля была собрана и скоординирована значительная группировка ВСУ, которая должна была вернуть контроль над Логвиново. Она состояла из подразделений 30-й отбр (отдельной танковой бригады), 24-й омбр (отдельной механизированной бригады), 79-й оамбр (отдельной аэромобильной бригады), батальона "Донбасс", а также танкистов 1-й отбр и 92-й омбр. Эту масштабную операцию планировало руководство 30-й омбр, но "Зимняя гроза" (официальное название операции) опять не удалась. 12 февраля утром ВСУ снаружи и изнутри котла атаковали Логвиново, но эти атаки были отбиты.

Минск-2

В результате Минских договорённостей войска обеих сторон должны были начать отвод с 15 февраля тяжёлого вооружения от линии соприкосновения. Ополченцы объявили о готовности предоставить выход украинским войскам из образовавшегося котла. Однако, по мнению Порошенко, в Дебальцево никакого котла не было.

17 февраля войска ДНР вошли в Дебальцево, заняв ряд районов города. Было захвачено более ста пленных. В ходе боя (ныне покойный глава ДНР) Александр Захарченко получил пулевое ранение в ногу.

Выход из котла - вот как описывал ситуацию в котле офицер ВСУ:

"К 17 февраля трассу под Дебальцево уже простреливали насквозь. Почти каждый день шли совещания — штаб сектора действительно находился в Дебальцево. На совещаниях командование пороло чушь, переливали из пустого в порожнее. Все ждали какого-то приказа из штаба в Краматорске о выдвижении обратно. Также ходили слухи, что скоро коридор расширят — ждали удара по "сепарам" в направлении Логвиново из Светлодарска. Якобы из Харькова должны были подойти танки и мотопехота в составе двух бригад. Но расширения коридора так и не дождались. 18 февраля приказ на отход все-таки поступил, но было уже поздно. Даже штаб из Дебальцево эвакуировали с такой спешкой, что там чуть не забыли секретную аппаратуру и документацию".

18 февраля командование армии ДНР сообщило о взятии Дебальцево под полный контроль. Ночью из Дебальцево в Артемовск вышло большое количество украинских бойцов, в основном на автомобилях, но была выведена и часть бронетехники.

Порошенко заявил о завершении операции по "плановому" и "организованному" отводу подразделений из Дебальцево, присвоив звание Героя Украины командиру 128-й горно-пехотной бригады Сергею Шептале. У бойцов ВСУ это вызвало возмущение. Заместитель командира 25-го батальона "Киевская Русь" с позывным "Гросс" заявил в эфире канала "24", что никакого планового вывода войск из Дебальцево не было, бойцов просто бросили на произвол судьбы.

Вот как описывает происшедшее офицер ВСУ:

"Когда трасса между Дебальцево и Светлодарском была фактически перекрыта, с "сепарами" удалось договориться о том, что они дадут отойти из Дебальцево личному составу с легким стрелковым оружием. Командование сектора в этих переговорах участия не принимало. Они уехали раньше, оставив лишь приказ "отводить подразделения согласно приказу №Х, сохраняя личный состав и вверенную технику". Но реально вывести технику уже не представлялось возможным. Для тех командиров, которые там оставались, главное было по возможности сохранить солдат. К тому времени в Дебальцево оставалось около четырех тысяч человек наших, остальные выехали раньше, до перекрытия трассы. В итоге нескольким подразделениям удалось выбраться по коридору, но за нами неорганизованно ломанулось по трассе большое количество бойцов из разных подразделений, которые должны были прикрывать огнем наш отход или просто потеряли связь со своими командирами. Большинство из них были в панике. Многие пытались выехать на броне, хотя с "сепарами" был договор, что коридор они нам дают при условии, что мы заберем с собой только легкое стрелковое оружие. На дороге начался хаос, они даже таранили наши грузовики, пытаясь побыстрее уехать".

Разбор полетов

Ополчение собрало в котле большие трофеи. Согласно появившейся позже информации, было захвачено 58 танков (в том числе 15 исправных), 104 БМП (в том числе 38 исправных), 14 САУ (самоходных артиллерийских установок) "Гвоздика", в том числе девять исправных, и много другой техники. Фактически ВСУ потеряли бригаду.

Точные потери ВСУ и ополчения в Дебальцевской операции остаются предметом споров.

Позже, летом 2015 года, рабочая группа Генштаба ВСУ пришла к такому заключению: "Разрушение системы обороны началось с внезапного окончания сопротивления противнику со стороны личного состава 40-го батальона территориальной обороны (сдача в плен всего личного состава). Впоследствии несколько подразделений сил АТО самостоятельно вышли из зоны боевых действий (дезертировали). При попытке ввести в бой резервы в виде подразделений 3-го и 8-го полков специального назначения часть личного состава отказалась выполнять боевые задачи, часть — после ввода в зону боевых действий через небольшой промежуток времени самостоятельно покинула зону боевых действий. В конце концов все эти обстоятельства не позволили организовать эффективную оборону плацдарма и заставили руководство ГШ ВСУ отдать приказ на вывод войск с плацдарма".

В августе 2015 года в интервью ZN.UA ("Зеркало недели" - общественно-политический еженедельник, издающийся в Киеве) начальник генерального штаба ВСУ Виктор Муженко рассказал, что, "после того как 40-й батальон открыл для противника два опорных пункта, возникла необходимость закрыть участок фронта шириной более двух километров. И это сделали 23 бойца 95-й бригады, удерживавшие эти позиции, когда диверсионные группы противника уже были в самом Дебальцево. Не сотня и не две сотни людей, а 23 десантника. Сводный отряд бойцов 95-й бригады общим количеством около 70 человек и отряд, сформированный на базе 1-го аэромобильного батальона 79-й бригады (потом принимавший участие в боях за Логвиново), — это, по сути, крайние резервы, на которые мы могли рассчитывать. Это все, что было. Снять кого-то и перебросить под Дебальцево не было возможности, потому что сохранялась потенциальная опасность активных действий на других направлениях".

В общем, во всем оказался виноват 40-й батальон. Слова Муженко не дают ответа на риторические вопросы: куда исчезли четыре тысячи бойцов ВСУ, которые были в Дебальцево, и почему не нашлось желающих закрывать собой бреши в линии фронта?

Подразделения ЛНР и ДНР 23 января 2015 года начали активные действия по ликвидации Дебальцевского плацдарма, занятого киевскими силовиками на стыке территорий двух Народных Республик. 18 февраля власти ДНР объявили об освобождении Дебальцево от украинских карателей.

Если заметили ошибку или неточность, напишите нам в комментариях.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лента последних новостей

Подпишись! Телеграм ВКонтакте Дзен

Все новости ТОП новости ТОП видео