Представители ЛДНР внесли на рассмотрение в ТКГ свой проект дорожной карты по возвращению Донбасса в состав Украины, предложив после согласования утвердить его на заседании Верховной Рады.
Отмечается, что Леонид Кравчук пообещал через неделю представить аналогичный украинский документ - по тем же вопросам.
Так, проект дорожной карты от ЛДНР содержит 15 пунктов:
1. Согласование новых, усиленных мер по прекращению огня (характерно, что сторонами указаны только Украина и ОРДиЛО. России там нет, что наверняка попытаются изменить в киевской редакции документа).
Дата не указана, ее нужно будет вписать.
2. В течение трех дней после утверждения данного плана в Верховной Раде и его вступления в силу, стороны предоставляют списки на обмен пленными по четырем категориям: "установлен - согласен на обмен", "согласен на обмен - готов к обмену", "установлен – не согласен на обмен" и "не установлен".
После этого в течение 15 дней нужно обменять всех, кто согласен и готов к обмену и начать готовить к освобождению первую категорию.
3. В течение десяти дней после вступления в силу решения Рады стороны утверждают план по разминированию на 19 участках и начинают работу над планом по разминированию вдоль всей линии разграничения.
В тот же срок начинается разведение войск на участках: Славяносербск, Петровка, Нижнетеплое, Григоровка и начинается работа по созданию плана общего разведения войск.
4. В течение 30 дней после вступления в силу решения Рады Зеленский вносит законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины (в части децентрализации власти)". Он предусматривает следующие переходные положения:
5. В составе Украины образуются Отдельный район Донецкой области и Отдельный район Луганской области. Они функционируют до 2050 года. Особенности их самоуправления и полномочия всех органов власти там диктуются отдельным законом Украины.
Причем эта статья Конституции, а также дополняющий ее закон, не могут быть изменены без согласия жителей отдельных районов, которое выражено на референдуме. Правда, проводить такой референдум нельзя раньше 2045 года и позже 2049 года.
6. Одновременно с конституционным законопроектом в Раду вносятся изменения к закону об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, которые нужно предварительно согласовать в ТКГ.
Там повторяется мысль, что любое изменение статуса ОРДиЛО может произойти только после референдума, за проведение которого высказалось не менее 20% жителей региона, проживающих в нем последние пять лет.
Также говорится, что размещение на отдельных территориях формирований ВСУ разрешается только после согласия Донецкого и Луганского районных советов. То же самое говорится о массовых акциях: людям с территории остальной Украины или иностранцам не позволяется без особого разрешения властей собираться в количестве более ста человек.
Административно ОРДиЛО делится на поселковые, сельские, районные и городские советы. Они избираются населением. А также на Донецкий и Луганский районные советы, которые избираются местными советами нижнего уровня. По тому же принципу избираются мэры и главы районов: население выбирает всех, кроме глав Донецкого и Луганского райсоветов, которых избирают депутаты.
Указывается, что исполнительная власть на местах действует согласно законам Украины, которые касаются глав районов и в будущем - префектов.
Главные центры местной власти - Донецкий и Луганский райсоветы - работают по законам Украины, которые касаются местного самоуправления, но имеют дополнительные полномочия:
- решают вопросы административно-территориального устройства внутри ОРДиЛО
- местные референдумы и выборы
- управление имуществом территориальных общин, землей, недрами, водными и другими природными ресурсами территорий
- формирование местных бюджетов по законам Украины, в которых будет прописано перечисление налогов и сборов специально для ОРДиЛО
- приграничное экономическое сотрудничество с РФ с учетом общих таможенно-валютных правил Украины
- определение официальных языков с учетом статуса государственного языка Украины
- определение полномочий народной милиции - с учетом закона, который разграничит функции НМ с украинской Нацполицией
- согласование назначения руководителей органов прокуратуры и судов
- определение праздников и памятных дат.
7. Седьмой пункт дополняет историю с особым статусом Донбасса новыми законопроектами, которые должен внести Зеленский - о разграничении налогов и сборов, собственности, полномочий между Нациполицией и "Народной милицией". А также об амнистии и недопущении дискриминации лиц, которые принимали участие в событиях на Донбассе.
8. Предлагается все эти законы (кроме конституционного) сделать временно действующими со дня опубликования. А постоянное действие они получат после того, как ОБСЕ признает выборы в ОРДиЛО состоявшимися.
9. И только после внесения в Раду всех этих законов, в течение 10 дней, происходит новый обмен пленными - лиц, указанных выше, как "установлен - согласен на обмен". А также приступают к общему разминированию, полному разведению войск и написанию плана восстановления работы банков и Пенсионного фонда на территории Донецка и Луганска.
10. В течение трех месяцев после вступления во временную силу указанных законов, формируются отряды народной милиции ОРДиЛО и проводится вывод иностранных вооруженных формирований с территории Украины и разоружение незаконных групп под эгидой ОБСЕ.
11. Выборы в территориальные общины ОРДиЛО проводятся не позднее, чем через пять месяцев после принятия законов, указанных в пунктах 6 и 7.
12. Депутаты Донецкого и Луганского районного советов избираются не позднее, чем через 30 дней после выборов в территориальных общинах. Все это время функционируют органы власти ДНР и ЛНР, чтобы не нарушать обеспечения жизнедеятельности территорий. "Республики" распускаются после избрания Донецкого и Луганского райсоветов.
13. После выборов два месяца отводится на то, чтобы Украине был передан участок границы с Россией. Его осуществляют местные избранные власти вместе с представителями РФ.
14. Через два месяца после передачи границы Украина должна снять экономическую блокаду и вернуть госучреждения на территории ОРДиЛО. Одновременно Донецк и Луганск выводят свою администрацию из ранее "национализированных" предприятий (то есть они возвращаются прежним собственникам).
15. Через три месяца после принятия законов по Донбассу Кабмин должен по согласованию с ОРДиЛО принять программу восстановления региона. Она вступает в силу в день назначения исполнительной власти в отдельных районахТакже отмечается, что представители ОРДиЛО написали проект постановления Рады, который легализует данный план и уполномачивает Трехстороннюю контактную группу его обсуждать.
В дорожной карте не прописано четко, когда должны заработать изменения в конституцию. И когда Рада должна их принять. При этом в Минске-2 было четко указано, что граница передается окончательно после того, как меняется украинская конституция. В новом варианте этой привязки нет.
Также отмечается, что особый статус не постоянный, а рассчитан на 30 лет. Это два главных "послабления" документа в сравнении с Минском-2.
"То есть со стороны Москвы и ЛДНР сделаны некие уступки Киеву, что, по идее, должно сподвигнуть украинские власти на аналогичные компромиссы", - сообщают СМИ.