Донбасс
Донбасс

2 декабря в Совете Безопасности ООН состоялась встреча, посвящённая ситуации на Украине, в которой приняли участие представители республик Донбасса Владислав Дейнего и Наталья Никонорова. Никаких прорывов не произошло — встреча была неформальной, однако Россия показала, кто именно не хочет наступления мира в Донбассе, и намекнула на возможные дальнейшие свои шаги в деле урегулирования конфликта.

Минские соглашения зашли в глухой тупик, выхода из которого при помощи их самих уже, пожалуй, нет. Выполнять невыгодные договорённости Украина не намерена. Но если бы и вознамерилась — ей бы не дали этого сделать американские кураторы. США не для того отвоёвывали на майдане Украину у России, чтобы потом делить «добычу» вместе с ней. Украина, по замыслу Штатов, должна полностью входить в их орбиту влияния, без исключения в виде неких мятежных анклавов. И неважно как именно эти анклавы будут называться — республики, отдельные районы, автономные области или как-то ещё. Территория, подконтрольная США, должна быть едина и монолитна. Поэтому, даже решись Украина на выполнение «Минска», ей бы не дали это сделать (события, развернувшиеся после того, как главе Офиса президента Ермаку удалось достичь некоторого компромисса с замом главы АП РФ Дмитрием Козаком, служат наглядным тому подтверждением). Украина намерена имитировать движение, имитировать процесс, но только не достигать каких бы то ни было результатов.

В Москве это, вероятно, поняли. Хотя и до последнего надеялись на выполнение Киевом своих обязательств. Избрание на пост президента Владимира Зеленского, который прямо декларировал намерение завершить войну, подогревало эти надежды. Но — нет. Почему нет, написано выше.

Раз выполнение «Минска», очевидно, невозможно, значит, необходимы другие действия, ведь конфликт никуда не девается, а война (хоть и менее интенсивная, чем ранее) на границах России продолжается. 2 декабря 2020 года в Совбезе ООН устами представителей Донбасса Россия намекнула, что именно она предполагает предпринять далее.

Глава МИД ЛНР Владислав Дейнего, помимо прочего, озвучил в своём выступлении, что ни один из пунктов договорённостей на саммите в Париже, который прошёл в декабре минувшего года, выполнен не был. Это, к слову, был хороший ход, предваряющий обвинения со стороны Украины, в том, что именно Россия и ЛДНР не выполняют обязательств. Республики озвучили это первыми с самой высокой трибуны — и это плюс.

«Таким образом, оценка выполнения итогов саммита 2019 года очевидна — отсутствие политической воли не позволяет Украине ни обеспечить добросовестное участие в Минских переговорах, ни эффективно организовать выполнение принятых на себя обязательств. (...) Нужен ли Донбасс Украине, если она всячески его отторгает? Со страхом и тревогой земляки задают мне вопросы: нежели мы вернёмся на Украину? Неужели у нас здесь будут СБУ и ВСУ?

Их страх абсолютно понятен: от Украины за последние 7 лет наши жители не увидели ничего, кроме обстрелов их домов, школ, больниц, детских садов, пыток, насилия и агрессии, лишения их прав и свобод, пенсий, социальных гарантий. И самый главный вопрос: не пришло ли время развеять все сомнения и спросить их самих — нужна ли Украина Донбассу, который за эти годы гражданской войны и всяческих блокад уже научился жить без Украины?», — заявил Дейнего.

Как именно можно «развеять сомнения» подсказала его коллега из ДНР Наталья Никонорова.

«Пора задействовать прямые механизмы демократии и спросить у народа Донбасса его мнения. Мы готовы к проведению референдума в соответствии со всеми международными принципами и условиями, дабы итоги этого референдума были признаны на международном уровне. (...) ДНР готова содействовать любым иностранным наблюдателям в любом количестве. Мы хотим, чтобы голос Донбасса был услышан. Это 4,5 миллиона человек, которые 7 лет живут под обстрелами, которых 7 лет не хотят слышать и замечать», — заявила Никонорова.

И это, пожалуй, основное, ради чего и была проведена встреча. Россия намекнула коллективному Западу, что готова провести референдум в Донбассе с участием любых наблюдающих за ходом волеизъявления мировых структур.

Идея повторного референдума не нова, она озвучивалась и ранее, но с такой высокой трибуны — впервые. Новый референдум мог бы «расшить» тупик и завершить войну в Донбассе. Но есть одно «но»: коллективный Запад вряд ли на это согласится. Вернее, даже так: с вероятностью в 99% не согласится. Почему, мы объяснили ещё в самом начале статьи — не для того была отвоёвана у России Украина, чтобы потом её делить. Согласиться на референдум для Запада означает согласиться с потерей Украиной территориальной целостности, со снятием санкций с России, и, в конечном счёте, с признанием Крыма российским. Украина по понятным причинам также не согласится на референдум. При каких же условиях его сможет провести Москва?

И мы снова возвращаемся к международной политике. На днях НАТО объявило Россию своим врагом — вполне открыто, в официальных стратегических документах. Пришедший к власти в США Джо Байден и та команда, которую он ведёт в Белый дом, также не скрывают, кого именно считают врагами не только Штатов, но и всей западной цивилизации — это тоже Россия. После вступления Байдена в должность (а это произойдёт, напомним, в третьей декаде января 21 года), возможна координация усилий всех западных структур — как наднациональных, так и национальных, как США, так и Европы — в новом «крестовом походе» против России. В ход пойдут и санкции, и любые иные ограничивающие меры. Не исключена и война — и Донбасс может стать полем битвы.

Если при помощи санкций и иных мер воздействия Западу удастся добиться изоляции России — у неё будут полностью развязаны руки, и вот тогда возможно и проведение референдума (если ситуация будет относительно мирной), и одностороннее молниеносное признание по итогам референдума 2014 года (если Украина начнёт войну, и станет реализовывать «карабахский сценарий»). Резюмируя: если начнётся массированное давление на Россию, она признает республики Донбасса и защитит, если придётся это сделать, чтобы не допустить нового «Карабаха».

А что, если Запад не будет давить? Если продолжит политику Дональда Трампа, который давил сугубо экономически, ни в коей мере не интересуясь политикой, правами человека и прочей демократией? В таком случае, ситуация в Донбассе останется на том же уровне — замороженный конфликт на долгие годы вплоть до нового обострения.

Если заметили ошибку или неточность, напишите нам в комментариях.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лента последних новостей

Подпишись! Телеграм ВКонтакте Дзен

Все новости ТОП новости ТОП видео